Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Антикоррупционные механизмы в России

Материалы по теме
Уголовная ответственность за коррупционные преступления в коммерческих и иных организациях
Уголовная ответственность за коррупционные преступления в коммерческих и иных организациях

ФОТО: открытые источники

(подготовлено прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Пермского края Пьянковой Аидой Васимовной)

Коррупционные проявления приводят к ущемлению прав и законных интересов граждан и юридических лиц, снижению эффективности системы публичного управления, наносят урон моральным устоям общества.

31.10.2003 в г. Нью-Йорке заключена «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции», которая ратифицирована Российской Федерацией в 2006 году.

В связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции Российской Федерацией принят ряд антикоррупционных законов, в числе которых Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который дал понятие коррупции, определил основные принципы противодействия коррупции, ужесточил установленные для государственных и муниципальных служащих ограничения в части предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и детей, раскрыл понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и порядок его предотвращения и урегулирования и т.д.

Указанным законом также установлены меры по профилактике коррупции, например, такие как:

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей;

- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Безусловно, важнейшей мерой по предупреждению коррупционных правонарушений является обеспечение «прозрачности» доходов чиновников и членов их семей.

Непредставление чиновником сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, является основанием для  применения к ним мер юридической ответственности, вплоть до  увольнения.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлены правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов должностных лиц по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Федеральным законодательством на служащих возложен ряд обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предотвращение коррупционных проявлений.

Например, Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ установлены запреты отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Служащим, а также их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Также на должностных лиц возложена обязанность по предотвращению и урегулирования конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Должностные лица обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять работодателей в установленном порядке о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Представитель нанимателя (работодатель), в свою очередь, если ему стало известно о возникновении у лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению, является правонарушением, влекущим ответственность в плоть до увольнения в связи с утратой доверия.

Законодательством установлены ограничения при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих. Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Вместе с этим на работодателей при заключении трудового с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. В случае неисполнения указанной обязанность работодателю грозит административная ответственность в виде штрафа в размере до 500 тыс. руб. (ст. 19.29 КоАП РФ).

В системе мер предупреждения коррупционных правонарушений важное место занимает антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов,  правовые и организационные основы которой установлены  Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится прокуратурой Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, органами, организациями, и должностными лицами, принявшими правовые акты. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации также могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.

Важную роль играет борьба с коррупционными преступлениями. К коррупционным преступлениям относятся все преступления, связанные с использованием должностным лицом своих полномочий с целью извлечения выгод и интересов, которые не обязательно связаны с материальными благами. Например, статьей 286 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государств. Независимо от того, будет ли доказан корыстный мотив, повлиявший на превышение должностным лицом своих полномочий, он будет привлечен к уголовной ответственности в связи с совершением преступления против интересов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.