Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Профилактика и предупреждение правонарушений при осуществлении функции контроля и надзора

Материалы по теме
Новые гарантии реализации конституционных прав участников уголовного судопроизводства
Новые гарантии реализации конституционных прав участников уголовного судопроизводства

(ФОТО: Открытые источники) 

Вопрос: Тема нашей сегодняшней беседы несколько необычна. Все привыкли, что контролирующие и надзорные органы проводят свои проверки, чтобы заставить проверяемых устранить допущенные нарушения и привлечь виновных к ответственности, а мы сейчас говорим, что в их полномочия входит и профилактическая работа. Расскажите об этом подробнее.

Ответ: В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности и снижения нагрузки на представителей бизнес-сообщества Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждена Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», сроком действия до 2025 года.

Одним из приоритетных направлений Программы является профилактика и предупреждение правонарушений.       

Целями проведения профилактических мероприятий являются:       

- повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности отдельных контрольно-надзорных органов;

- снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем осуществления контрольно-надзорных мероприятий;

- управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;

- предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

- мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.

Вопрос: Во всех ли случаях при проведении проверок контролирующие органы выезжают на предприятия или запрашивают у них документы?

Ответ: Порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями регламентирован статьей 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В частности, Федеральным законом № 294-ФЗ определяются виды контроля, при которых не требуется взаимодействие с проверяемым субъектом:    

1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона;     

2) административные обследования объектов земельных отношений;        

3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;     

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;

6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Вопрос: А как в таком случае узнать, что организация подверглась проверке?

Ответ: Подобные мероприятия должны проводиться на основании заданий руководителей или заместителей руководителей органов контроля (надзора), при этом, в силу требований Федерального закона № 294-ФЗ, порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления должностными лицами органа контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются уполномоченными органами.

В случае выявления нарушений орган контроля (надзора) вправе принять решение о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В качестве профилактики нарушений обязательных требований закона со стороны организаций и предпринимателей, предусмотрено вынесение контролирующими органами предостережений в адрес подконтрольных субъектов.

Так, в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ контролирующий орган, который получил информацию или самостоятельно выявил факт нарушения (готовящегося нарушения) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований законодательства, должен вынести лицу предостережение о недопустимости таких нарушений.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Вынесение предостережения осуществляется при соблюдении следующих условий:

- сведения о нарушении (готовящемся нарушении) были выявлены в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольным лицом, либо содержались в поступивших в орган заявлениях/жалобах/обращениях (за исключением анонимных), либо получены от иных органов власти или из СМИ;        

- выявленное (готовящееся) нарушение не причинило вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не создало непосредственную угрозу указанных последствий;

- юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

Предостережение вправе вынести руководитель органа, его заместитель, иное лицо, наделенное таким правом по приказу руководителя, в 30-тидневный срок со дня выявления факта нарушения (получения информации о готовящемся нарушении).

Одновременно с этим, за юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем закреплено право на подачу возражений с обоснованием позиции в отношении полученных предостережений.

При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок должны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.

 

Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Екатерина Борисовна Гилёва