Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Надзор за объектами переработки твердых коммунальных отходов

Материалы по теме
Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы
Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы

(Фото: открытые источники)

Проблема переработки твердых коммунальных отходов становится все более актуальной для Пермского края. Тонны мусора, хранящиеся на неправильно оборудованных свалках и полигонах, вредят окружающей среде, выделяя в почву, воду и атмосферный воздух токсические и вредные вещества, причиняют вред окружающей среде, объектам животного мира. Улучшить экологическую обстановку возможно с помощью сортировки и переработки твердых коммунальных отходов, ведь около 50 % отходов можно использовать вторично.

Вторичная переработка – самый безопасный для окружающей среды метод переработки мусора. На сегодняшний день практически не существует отходов, которые нельзя было бы переработать. Приоритетами государственной политики в сфере обращения с отходами должно стать развитие системы их раздельного сбора и создание мощностей по их вторичной переработке. Переработка сырья предполагает его повторное использование. Раздельный сбор является необходимой подготовительной стадией для переработки отходов. Необходимо отметить, что с помощью государства решить проблему переработки и обработки твердых коммунальных отходов на сегодняшний день не представляется возможным, в первую очередь необходимо начать воспитывать в себе экологическую культуру и принимать личное участие в борьбе за чистоту своего населенного пункта.

Еще в 2013 г. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации была утверждена Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными отходами, основной целью которой служило сокращение объемов твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, а также вовлечение в хозяйственный оборот как можно больше содержащихся в отходах компонентов, таких как: органика, металл, бумага, стекло, пластик и другие. Стратегия рассчитана на период до 2030 г. К этому периоду предстоит усовершенствовать законодательство и механизмы регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, создать материально – техническую базу.         

Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Введение запрета позволит существенно увеличить объем переработки видов отходов. Запрет на захоронение отходов вводится поэтапно, по годам. Так, с 2018 г. запрет был распространен на лом и отходы металлов, термометры, ртутные лампы. С 2019 г. запрещено захоронение отходов бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары, с 2021 г. – оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов, электроинструментов.

Следует учесть, что не каждый тип отходов можно использовать повторно. Поэтому перед отправкой на переработку сырье необходимо отсортировать.

Выбор способа обработки зависит от состава твердых коммунальных отходов, длительности их использования и степени опасности для окружающей среды. Это может быть захоронение на полигоне, сжигание, термообработка, брикетирование и т.д.

Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657 с 01.01.2021 устанавливаются единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений. Предприятия по переработке твердых коммунальных отходов в своей деятельности должны применять современные и безопасные технологии с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, постановлением определено, что захоронение и сжигание отходов возможно только в тех случаях, когда они не пригодны для переработки. При этом приоритет при сортировке твердых коммунальных отходов должен отдаваться автоматизированному труду, что позволит извлекать максимальное количество видов отходов для дальнейшей утилизации.      

Например, одним из возможных путей решения проблемы сортировки и переработки твердых коммунальных отходов является создание экотехнопарков, промышленных кластеров, специализирующихся на сортировке, вторичной переработке и утилизации отходов.

Также решить проблему переработки твердых коммунальных отходов может своевременная сортировка мусора. Она должна происходить на двух этапах – при первичном накоплении твердых коммунальных отходов в контейнерах и на сортировочных станциях.

Если все отходы в контейнере перемешаны, значительная их часть теряет ценность и непригодна к дальнейшему использованию. Бумага и картон превратятся во влажную массу, которую в дальнейшем будет невозможно извлечь и переработать, как в следствии общий объем извлеченного вторсырья при этом будет в десятки раз меньше потенциально возможного.

В связи  с чем, в целях уменьшения объемов захоронения, снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также в целях развития переработки на территории Пермского края необходимо введения раздельного накопления мусора.                  

На поднадзорной природоохранной прокуратуре территории размещение твердых коммунальных отходов осуществляется на 3 объектах: полигон ТБО   д. Софроны (ПМУП «Полигон»); полигон ТБО г. Краснокамска (ООО «Буматика»); полигон ТБО у д. Ключики Пермского района (ООО «Транс-Эффект»).

На полигоне ТБО г. Краснокамска производится сортировка и обработка твердых коммунальных отходов, в д. Софроны линию мусоросортировки планируется запустить к 2022 г., также на данном полигоне планируется строительство «Экотехнопарка г. Перми», включающего в себя мусоросортировочный комплекс и площадку мембранного компостирования,  в д. Ключики линия сортировки смонтирована, но не эксплуатируется, ввиду оформления лицензии.

Также на территории Пермского района в с. Лобаново функционирует мусоросортировочный комплекс. Деятельность по обращению с отходами осуществляет ООО «УралРегионСнаб».  

Природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора в сфере обращения с отходами, в вышеперечисленных организациях выявлены нарушения, выразившиеся в допуске работников, не имеющих соответствующей квалификации, захоронении отходов за пределами полигона, отсутствии государственной экологической экспертизы проектной документации объекта и д.р.

По выявленным нарушениям природоохранной прокуратурой в адрес организаций внесены акты прокурорского реагирования.      

 

Помощник Пермского межрайонного  природоохранная прокуратура Арслан Тагандурдыевич Шыхыев