Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Исполнение законодательства при строительстве, ремонте, эксплуатации и обеспечении сохранности автомобильных дорог

Материалы по теме
Надзор за исполнением законодательства о лесопользовании
Надзор за исполнением законодательства о лесопользовании

(ФОТО: Открытые источники)

В плановом порядке прокуратурой края обобщена практика исполнения законодательства при осуществлении органами местного самоуправления дорожной деятельности.

Основную часть автомобильных дорог в крае 27,9 тыс. км из 31,5 тыс. км (то есть почти 89 %) составляют дороги местного значения, почти половина из которых находится в ненормативном состоянии.

Установлено, что нарушения в указанной сфере носят массовый характер и выявлены на всех территориях.

Наиболее распространены недостатки при содержании дорог, прежде всего, в зимний период, неприменение штрафных санкций к подрядчикам, отсутствие необходимых технических средств организации дорожного движения, знаков, освещения, тротуаров (выявлялись прокурорами г. Добрянки, Нытвенского, Красновишерского, Осинского, Чернушинского районов, Мотовилихинского, Дзержинского районов г. Перми, Краснокамским, Кудымкарским городскими прокурорами и др.).

По-прежнему продолжают выявляться бесхозяйные автомобильные дороги. Проблемными остаются вопросы постановки местных дорог на баланс муниципалитета и их паспортизация, проведение кадастрового учета, внесения сведений в ЕГРН как самих автомобильных дорог, так и земельных участков под ними. Изложенное приводит к невозможности рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог, а также создает условия для захвата земельных участков. Во всех муниципальных образованиях, охваченных проверкой, указанная работа в полном объеме не проведена.

Полномочия по сохранности автомобильных дорог также не реализуются надлежащим образом ни одним органом местного самоуправления.

Практически во всех муниципалитетах отсутствуют пункты весового и габаритного контроля, у значительной части органов местного самоуправления не разработаны муниципальные правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, о размере вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения, в связи с чем муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения фактически не осуществляется.

Также Кудымкарской, Чусовской городскими прокуратурами, прокуратурой Чернушинского района установлены факты непроведения ежегодной оценки технического состояния автомобильных дорог, а также введения ограничения на движение транспортных средств по массе последних, без проведения такой оценки.

Повсеместно органами местного самоуправления не приняты правовые акты, регулирующие порядок установления и использования полосы отвода автомобильной дороги местного значения, что влечет невозможность установления полос отвода  автомобильной дороги в документации по планировке территории, является  причинами незаконного использования территории дороги, а также свидетельствует о том, что контроль за использованием полос отвода (в том числе за в целях установления фактов самовольного размещения рекламных конструкций, торговых объектов, незаконных примыканий и др.) фактически не осуществляется (г. Пермь, г. Добрянка, Красновишерский район и др.). Не искоренены нарушения при заключении и исполнении муниципальных контрактов на содержание, ремонт и капитальный ремонт местных дорог.

Так, территориальными прокурорами выявлялись недостатки при формировании муниципальным заказчиком технического задания к контракту на ремонт дороги, некачественное выполнение работ, факты несвоевременного предъявления требований по устранению недостатков работ в рамках гарантийных обязательств, выполнение работ капитального характера в ходе контракта на ремонт дороги без установления в аукционной документации дополнительных требований о наличии у участника закупки опыта выполнения таких работ, членства в саморегулируемой организации и др. (г. Пермь, г. Краснокамск, и др.).

По результатам проверки прокуратурой края выявлено ненадлежащее исполнение полномочий Инспекцией государственного технического надзора края в отношении местных дорог, в связи с чем внесено представление министру транспорта края, координирующему ее деятельность.

Установлено, что фактически Инспекцией контрольно-надзорные полномочия, возложенные на органы власти субъекта РФ, в области организации дорожного движения и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» при эксплуатации автомобильных дорог общего пользования местного значения, не реализуются.

Всего по результатам проверки в органы власти внесено 26 представлений, фактическое устранение нарушений находится на контроле горрайпрокуроров и прокуратуры края.

В целях активизации прокурорского надзора и деятельности органов местного самоуправлении территориальные прокуроры и Совет муниципальных образований Пермского края проинформированы о практике исполнения законодательства в данной сфере.

 

Старший прокурор отдела за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры Пермского края Эльвира Сергеевна Балкова