Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Охрана водных объектов

Материалы по теме
Прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей
Прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей

На поднадзорной Пермской межрайонной природоохранной прокуратуре территории системами централизованного водоотведения обеспечено 21 муниципальное образование, из них частично – 6. При этом собственные очистные сооружения имеются у 14 муниципалитетов, которыми нормативная очистка сбрасываемых в водные объекты сточных вод в полном объеме не обеспечивается.

Законодательством запрещено сбрасывать недостаточно очищенные и необеззараженные сточные воды.

Природоохранной прокуратурой в предыдущие годы в судебном порядке возложена обязанность на администрации Хохловского, Платошинского, Юго-Камского сельских поселений, ЗАТО Звездный обеспечить нормативную очистку сочных вод.  Помимо этого на контроле прокуратуры находится 4 судебных решения, обязывающие обеспечить надлежащее качество стоков хозяйствующими субъектами.

В первом полугодии  2021 года природоохранной прокуратурой проведены проверки в Сылвенском, Кукуштанском, Лобановском, Платошинском сельских поселениях, по результатам которых выявлены нарушения в виде превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты после их очистки, что свидетельствует о ненадлежащей работе муниципальных очистных сооружений.

Как правило, объекты коммунального хозяйства, имеющие в своем составе очистные сооружения, передаются местными администрациями в аренду хозяйствующим субъектам либо по концессионному соглашению. Однако вопреки требованиям ст.ст. 209, 215 Гражданского кодекса РФ, ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надлежащий контроль за использованием по назначению, эффективностью такого использования и сохранностью объектов муниципальной собственности местными администрациями не осуществляется. В свою очередь концессионеры и арендаторы имущественных комплексов коммунального назначения не принимают меры к достижению нормативного качества сточных вод.

Так, в собственности муниципального образования «Сылвенское сельское поселение» имеются объекты водоснабжения и водоотведения, в отношении которых администрацией поселения заключено концессионное соглашение. Сточные воды, поступающие на КНС очистных сооружений в с. Ляды сбрасываются  в р. Лядовку (Сылвенский залив Камского водохранилища).

Нормативная очистка сточных вод, сбрасываемых в Сылвенский залив, не обеспечена, что следует из представленных протоколов лабораторных испытаний проб очищенной сточной воды из канализационного колодца очистных сооружений с. Ляды.  Нормативы качества воды, установленные  СанПиН 2.1.5.980-00, превышены по веществам: железо, взвешенные вещества, общие колиформные бактерии.

Проверкой исполнения администрацией Кукуштанского сельского поселения законодательства об охране водных объектов при организации водоотведения в с. Курашим установлено, что нормативная очистка сточных вод, сбрасываемых в р. Курашимовку, не достигается по веществам: аммиак, нитраты.

В Платошинском сельском поселении при сбросе сточных вод из канализационных систем водоотведения в р. Платошинку также фиксируются превышения нормативов по веществам: аммиак, нитраты, нитриты, БПК, что свидетельствует о неэффективности очистных сооружених, принадлежащие муниципальному образованию «Платошинское сельское поселение».

Сам факт сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций вредных веществ свидетельствует об угрозе причинения вреда водному объекту, поскольку загрязняет его и оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема.

Распространенным нарушением является отсутствие сформированного земельного участка под очистными сооружениями, неустановлнение для них санитарно-защитной зоны.

Так, не сформирован земельный участок под объектами очистных сооружений Сылвенского сельского поселения в с. Ляды, проект санитарно-защитной зоны отсутствует, программа мероприятий по реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в с. Ляды не содержит мероприятий по реконструкции здания очистных сооружений, иловых отстойников, аэротенков, трубопроводов и т.д. При этом указанные объекты находятся в полуразрушенном состоянии, свою функцию по очистке стоков не выполняют.

Аналогичная ситуация сложилась и в Платошинском и Кукуштанском сельских поселениях.

В связи с изложенным главам администраций Сылвенского, Платошинского, Кукуштанского сельских поселения внесены представления.

Одной из причин необеспечения органами местного самоуправления нормативного состояния очистных сооружений, качества стоков, сбрасываемых в водные объекты является недостаточность бюджетного финансирования, высокая дотационность сельских бюджетов. Однако ни одним из проверенных поселений не принимаются меры к получению субсидий из бюджетов иных уровней, принятию участия в государственных программах в сфере охраны водных объектов.

Итоги проверки 16.06.2021 обсуждены на заседании межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям в сфере экологической безопасности, выработаны пути решения проблемных вопросов.

Старший помощник Пермского межрайонного природоохранного прокурора Екатерина Владимировна Шлегерис