Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Надзор за исполнением законодательства при обращении с медицинскими отходами

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

(фото: открытые источники)

Обезвреживание, размещение медицинских отходов имеет особую значимость. К таким отходам относятся: анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. В зависимости от степени эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания, медицинские отходы делятся на пять классов опасности: класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО); класс Б - эпидемиологически опасные отходы; класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности; класс Д - радиоактивные отходы. Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН 2.1.7.2790-10, с 01.03.2021 вступил в силу СанПиН 2.13684-21).

В 2020 году в результате распространения новой коронавирусной инфекции (GOVID 19) возрос объем отходов класса В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы), ранее данные отходы образовывались в инфекционных больницах в крайне малом количестве, в связи с чем в 2020 г. значительно увеличены объёмы финансирования медицинских учреждений на цели заключения государственных контрактов по утилизации медицинских отходов. При этом законодательством Российской Федерации не установлено лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформление паспортов на медицинские отходы, разработка проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов, предоставление отчетности в области обращения с медицинскими отходами. Отсутствие жёстких требований законодательства к обращению с данным видом отходов позволяет участвовать в аукционе недобросовестным организациям, не обладающим соответствующим оборудованием, помещениями, квалифицированными работниками и др.

Природоохранной прокуратурой в 2020 - истекшем периоде 2021 гг. проведены проверки деятельности 10 организаций (ИП Хомутов В.В., ООО «ВЕГА», ООО «РестФуд», ИП Вожегов Р.Л., ООО «ЦУМО», ООО «Экомед», ООО «Экомедбиопром», ООО «Спецстрой-Опт», ООО «Уралэкотех», ИП Кольцов А.А.), оказывающих услуги медицинским учреждениям по обращению с медицинскими отходами. Нарушения выявлены у каждого хозяйствующего субъекта.

Типичными нарушениями являются: не постановка площадок по обезвреживанию медицинских отходов как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; не проведение (неполное проведение) инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; отсутствие паспортов на образующиеся отходы, неведение их учета и др.

Кроме того, ООО «Экомедбиопром», ООО «Спецстрой-Опт», ООО «Уралэкотех» не имели оборудования, необходимого для обезвреживания медицинских отходов. Все отходы передавались ИП Кольцову А.А., у которого отсутствовала какая-либо документация в сфере экологии. Участок по обращению с медицинскими отходами, эксплуатируемый ИП Кольцовым, не соответствовал требованиям СанПиН по обращению с медицинскими отходами.

ООО «ВЕГА» обезвреживало медицинские отходы путем сжигания на специальной установке, которая на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлена. Кроме того, в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства к работе с опасными отходами допущены лица, не прошедшие предварительную иммунизацию против гепатита В. Наряду с перечисленным Обществом эксплуатировалась скважина для добычи подземных вод в отсутствие соответствующей лицензии.

ИП Вожегов Р.Л. в нарушение требований земельного законодательства использовал земельный участок не по целевому назначению. Так, на основании решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми предпринимателю разрешено размещение объекта под пункты приема вторичного сырья, а фактически участок использовался для сжигания медицинских отходов, в том числе с нарушением законодательства об охране окружающей среды. Прокуратурой опротестовано решение органа местного самоуправления, решение отменено, предприниматель прекратил деятельность на данном земельном участке.

По результатам проверок природоохранной прокуратурой внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены, 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры к устранению нарушений.

По материалам прокуратуры контрольно-надзорными органами виновные лица привлечены к административной ответственности, назначены административные штрафы на общую сумму более 230 тыс.руб.

Надзор за исполнением законодательства при обращении с медицинскими отходами будет продолжен.

 

Помощник Пермского природоохранного прокурора Наталья Викторовна Унижук