Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Надзор за исполнением законодательства о государственном контроле

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

(фото: открытые источники)

Органами прокуратуры края особое внимание уделяется надзору за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного и муниципального контроля. Всего в 2020 году органами прокуратуры края по результатам проведенных проверок законности деятельности органов государственного и муниципального контроля выявлено 145 нарушений закона, внесено 89 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 61 виновное должностное лицо, возбуждено 33 дела об административных правонарушениях, к административной ответственности привлечено 34 должностных лиц.

В 2020 году выявлены нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с проведением проверок в отсутствие оснований, необоснованным расширением предмета проверок. Во всех случаях вносились акты прокурорского реагирования. В частности, прокуратурой края по результатам проверки Государственной инспекции труда в Пермском крае выявлены факты проведения проверок в отсутствие законных оснований: на основании извещений о несчастных случаях на производстве, вина работодателя в которых отсутствовала, а также в результате необоснованного расширения предмета проверок, проводимых на основании поручений Правительства Российской Федерации. Также вскрыто проведение внеплановой проверки резидента ТОСЭР «Чусовой» без согласования с Министерством экономического развития Российской Федерации. На основании представления прокурора 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности и 3 должностных лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, отменены результаты 4 проверок.

Помимо этого, вмешательство прокуратуры края потребовалось в связи с незаконным привлечением предпринимателя к административной ответственности на основании материалов рейда, проведенного неуполномоченным должностным лицом Территориального органа Западно-Уральского МУГАДН Ространснадзора, не указанным в задании на проведение данного мероприятия. В этой связи прокуратурой края внесено представлению руководителю Западно-Уральского МУГАДН Ространснадзора, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Кроме того, по протесту прокуратуры края отменено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Также прокуратурой края внесено представление начальнику Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края об устранении нарушений, выразившихся в составлении в отсутствие оснований акта о невозможности проведения проверки вместо акта проверки (поскольку необходимые для проверки документы юридическим лицом представлены), что повлекло инициирование повторной проверки, сопряженной с запросом у юридического лица ранее уже представленных документов. Представление рассмотрено и удовлетворено.

Прокурорами давалась оценка соблюдению контролирующими органами требований ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ о профилактике нарушений обязательных требований. Основные нарушения выразились в том, что органами контроля не утверждены программы профилактики, имеют место факты не размещения либо размещения не в полном объеме на официальных сайтов органов местного самоуправления текстов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, не обеспечено исполнение обязанности по обобщению практики осуществления контроля (надзора) и размещению ее на официальных сайтах.

Особое внимание уделялось также переходу органов государственного контроля (надзора) на риск-ориентированный подход при осуществлении мероприятий по контролю, а также соблюдению введенного Правительством Российской Федерации «моратория» на проверки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.  В 2021 году прокуратурой края продолжена работа в данном направлении. Так, в начале 2021 года прокуратурой края в деятельности министерства социального развития Пермского края выявлены нарушения законодательства при присвоении юридическим лицам и индивидуальным категорий рисков, ряду хозяйствующих субъектов необоснованно присвоены завышенные категории рисков. По результатам проверки 09.03.2021 министру социального развития Пермского края внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, субъектам предпринимательской деятельности пересмотрены категории рисков на низкую, в связи с этим 19 проверок исключены из плана на 2021 год.

Кроме того, в ходе проверки Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и Министерства здравоохранения вывлены факты осуществления незаконных мероприятий по контролю в период действия «моратория» на проверки. Руководителям указанных министерств внесены представления, которые находятся на рассмотрении, в отношении должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Следует отметить, что 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о госконтроле), который закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Главные задачи Закона о госконтроле: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и самозанятыми больше гарантий при взаимодействии с контролирующими органами. Риск-ориентированный подход является основой концепции реформирования системы госконтроля (надзора), муниципального контроля в РФ. Если в положении о виде контроля не будет разработана система оценки рисками, то плановые контрольные (надзорные) мероприятия не могут проводиться, а внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.

Более того, к 01.01 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения мероприятий. Информация о всех проведенных контрольно-надзорных мероприятий должна быть занесена в Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий, в случае если не будет внесена, результаты такого мероприятие будут признаны недействительными.

Прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Ольга Сергеевна Пермякова