Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Исполнение госслужащими требований антикоррупицонного законодательства

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

(Фото: открытые источники)

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратура осуществляет свою деятельность на основании Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ряда других нормативных правовых актов Российской Федерации.

За 9 месяцев 2020 года в Пермском крае по результатам прокурорских проверок выявлено 1 497 нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. В целях их устранения внесено 518 представлений, на основании которых 483 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 9 уволено в связи с утратой доверия, по материалам прокурорских проверок возбуждено 12 уголовных дел, по постановлениям прокуроров 67 лиц привлечено к административной ответственности. Основная масса нарушений связана с представлением государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими и иными лицами, замещающими отдельные должности, неполных или недостоверных сведений о доходах и расходах.

Так, в соответствии с требованиями статьи 8, 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из важнейших мер по противодействию коррупции является обязанность государственных гражданских служащих, муниципальных служащих и лиц, замещающих определенные должности в органах власти и организациях, своевременно и полно представлять  работодателю сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. За неисполнение обязанности по предоставлению полных и достоверных сведений о доходах по результатам прокурорских проверок за 9 месяцев 2020 года к дисциплинарной ответственности привлечено 146 должностных лица.

Также важной мерой профилактики коррупции является соблюдение должностными лицами ограничений и запретов (например, на участие в предпринимательской деятельности), урегулирование ими конфликта интересов – ситуации, когда личные интересы могут повлиять на исполнение должностных обязанностей. Вместе с тем прокурорские проверки показали, что данные меры профилактики отдельными категориями должностных лиц не исполняются.Так, в текущем году органами прокуратуры выявлен 81 факт несоблюдения требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Например, по результатам рассмотрения представления прокурора города уволена в связи с утратой доверия заместитель начальника отдела спорта администрации. Установлено, что в нарушение требований антикоррупционного законодательства муниципальная служащая, осуществляющая контроль за проведением всех спортивных мероприятий на территории города, не уведомила работодателя о возникшем конфликте интересов. Так, брат служащей, будучи индивидуальным предпринимателем,  оказывал услуги  по организации и проведению спортивных мероприятий учреждениям спорта, подведомственным администрации. При их проведении допускались нарушения, в т.ч. нецелевое использование средств бюджета, что подтверждается материалами ревизии. По итогам проверки городским прокурором внесено представление. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации и урегулированию конфликта интересов рекомендовано расторгнуть трудовой договор со служащей. В соответствии с данной рекомендацией муниципальная служащая уволена в связи с непринятием мер по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов.

Также органами прокуратуры принимаются меры к усилению прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», используются полномочия по обращению в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Например, в текущем году удовлетворен иск прокурора края об обращении в доход государства имущества стоимостью 46 340 641,78 рублей, в отношении которого служащим не представлено сведений, подтверждающих законность его приобретения.

Особое внимание органами прокуратуры уделяется соблюдению  ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. Частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг (стоимостью более ста тысяч рублей в течение месяца), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 5 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность установлена статьей 19.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа.

В текущем году по постановлениям прокуроров к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации привлечено 63 лица.

При этом необходимо отметить, что прокуроры не только надзирают за исполнением антикоррупционного законодательства, но и координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупционными правонарушениями.

Совместная работа правоохранительных органов Пермского края за последние годы позволила достичь определенных результатов в борьбе с коррупционной преступностью. За 11 месяцев 2020 года в Пермском крае выявлено 561 преступление коррупционной направленности, из них 294 факта взяточничества.

Как и прежде, сохраняется тенденция выявления правоохранительными органами коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами, наделенными властными полномочиями.

Принимаются меры к выявлению организованных форм коррупционной преступности. Так, в текущем году направлено в суд уголовное дело в отношении организованной преступной группы, ущерб от преступной деятельности которой составил более 66 млн. рублей.

 

Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Пермского края Ирина Владимировна Ванькова