Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Прокурорский надзор за использованием водоохранных зон

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

(Фото: открытые источники)

Прокуратурой Пермского края и горрайспецпрокурорами проведены проверки соблюдения водного, земельного и градостроительного законодательства при использовании зон с особыми условиями (водоохранных зон и прибрежных защитных полос), в ходе которой дана оценка деятельности контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.

По территории Пермского края протекает около 29 179 водных объектов, общая протяженность их береговой линии по двум берегам составляет 260 000 км. На территории Прикамья полномочия по установлению зон с особыми условиями водных объектов реализуют Камское бассейновое водное управление Росводресурсов – в отношении Камского и Воткинского водохранилища, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Минприроды края) – в отношении иных федеральных водных объектов.

При проверке в деятельности Минприроды края установлены нарушения, выразившиеся в длительном ненаправлении (более 4 лет) сведений об установлении зон с особыми условиями в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, такие сведения не отправлялись в органы местного самоуправления, по чьей территории протекают водные объекты, для отображения зон в документах территориального планирования и правилах землепользования и застройки.

В связи с выявленными нарушениями Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в Минприроды края внесено представление. Устранение нарушений находится на контроле. На территории Пермского края надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляют Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (федеральный надзор) и Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (региональный надзор).

В ходе проверки Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора (далее – Управление) установлено, что должностными лицами данного органа при выявлении нарушений в виде ограничений свободного доступа к водным объектам не принимались меры к их устранению, не выдавались предписания, виновные лица не привлекались к административной ответственности, не обеспечивалось объективное и всестороннее рассмотрение ряда жалоб граждан на такие нарушения.

К примеру, в Управление поступило обращение гражданина по факту ограничения свободного доступа к реке Каме. В ответе гражданину указано, что доводы жалобы нашли свое подтверждение, виновное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ (несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования). Однако должностным лицом Управления предписание об устранении нарушений не выдано.

С целью устранения нарушений прокуратурой края руководителю Управления внесено представление. Территориальными и природоохранными прокурорами выявлялись нарушения в виде складирование отходов в водоохранных зонах, ограничении свободного доступа к водным объектам, осуществление запрещенной хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями, использование водного объекта в отсутствие разрешительное документации.

Так, прокуратурой Дзержинского района г. Перми в конце 2019 года пресечена незаконная деятельность индивидуальных предпринимателей по обслуживанию автотранспорта (автомойка, автосервис), осуществляемая на земельном участке в границе водоохранной зоны р. Мулянка. По материалам проверки прокурора территориальных орган Росприроднадзора привлек предпринимателей к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ (нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности водоохранной зоны водного объекта).

Проблемным вопросом остается исполнение органами местного самоуправления градостроительного законодательства, регулирующего установление в документах планирования водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Так, проведенными Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проверками администраций города Перми, Краснокамского городского округа, Пермского района установлено, что в генеральных планах и правилах землепользования и застройки не отражены актуальные сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.

По всем выявленным фактам приняты меры прокурорского реагирования. Фактическое устранение нарушений находится на контроле горрайспецпрокуроров.

 

Прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Рестям Вячеславович Зимуков