Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

«Знакомство с прокурором»

Материалы по теме
«Знакомство с прокурором»
«Знакомство с прокурором»

«Око государево» в кунгурских колониях - Пермский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуев Вадим Сергеевич

  - Приказом Генерального прокурора от 25.02.2020 вы назначены Пермским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Расскажите о себе. Какие ваши основные вехи карьеры?

Немного о себе – «родился, крестился, женился»… в городе Березники Пермской области.

Что касается образования, то в 2001 году я закончил Уральскую государственную юридическую академию, куда поступил по направлению прокуратуры тогда еще Пермской области. Это был первый в своем роде набор – учились ребята из абсолютно разных субъектов федерации по целевому направлению, именно для работы в прокуратуре. Основная идея была как раз в обновлении кадров. И школу обучения мы получили мощную – подобных академий было всего три на всю Россию: в Екатеринбурге, Саратове и Москве.

Всю свою трудовую жизнь служу в органах прокуратуры. Начинал следователем в прокуратуре г.Березники, сполна вкусил непростой «следовательский хлеб». Ночные выезды на осмотры места происшествия, по 10-12 уголовных дел в производстве. Это была школа жизни, которая закалила меня для дальнейшей прокурорской деятельности. Затем стал заместителем прокурора г.Березники, прокурором Усольского района. С 2015 по февраль 2020г. работал прокурором г.Березники – крупного промышленного центра Пермского края, второго по количеству населения и производственному потенциалу города в Прикамье. С февраля 2020г. решением Генерального прокурора РФ, в порядке ротации, возглавил Пермскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

-  Первые оценки коллектива?

Коллектив прокуратуры боеспособный, состоит в основном из опытных, состоявшихся работников. К примеру, заместитель прокурора Потравных Д.А. имеет следственный опыт, опыт работы в аппарате, в системе специализированых прокуратур – всего более 13 лет. Старший помощник прокурора Сидоров И.М., на которого непосредственно возложен надзор за соблюдением законов в ФКУ ИК – 40, также имеет опыт службы в системе спецпрокуратур более 9 лет. Менее опытные работники также относятся к работе со всей ответственностью, трудятся, зачастую, не считаясь с личным временем.  Поэтому в настоящее время не ставлю задачи поменять кадровый состав, необходимо скорректировать работу в определенных направлениях надзора, усилить контроль и требовательность к соблюдению исполнительской дисциплины.

-  Какие первые впечатления от службы в новой должности?

Несомненно, имеется специфика надзора в данной прокуратуре. Острие прокурорского воздействия в спецпрокуратуре направлено на соблюдение законов особенными поднадзорными объектами - администрациями исправительных учреждений.  Уникален и предмет надзора - законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в исправительных учреждениях, исполняющих наказание, назначаемое судом; соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных, порядка и условий их содержания.

Однако инструментарий прокурорского надзора тот же. И правозащитная функция остается в приоритете. При этом зачастую значение воздействия именно надзорных полномочий при защите трудовых,  социальных, пенсионных прав осужденных лиц, находившихся в условиях изоляции от общества, значительно выше, чем в обычных условиях проживания. К примеру,  за 9 месяцев 2020г. работниками вверенной мне прокуратуры принято на личном приеме  296 осужденных, что на треть больше, чем в прошлом году. Это говорит о росте доверия к возможностям прокурорского воздействия и недостаточно эффективной работе подразделений ФСИН, непосредственного работающих с данной категорией лиц.

-  Какие первые организационные решения?

К примеру, сразу же поставил задачу усилить контроль за реальным исполнением решений судов по исковым заявлениям прокурора. За последние годы накопился значительный массив решений судов, в основном по материально-бытовым вопросам колоний, которые в силу различных причин были не исполнены. Несомненно, одной из основных причин их неисполнениям является недостаточное бюджетное финансирование со стороны ГУФСИН и ФСИН. Благодаря прокурорскому вниманию удаётся добиться выделения средств именно на вопросы, указанные в решении судов. В итоге, производятся необходимые ремонты крыш, помещений исправительных учреждений, в достаточном объёме выделяются средства на монтаж пожарной сигнализации. В итоге, вопросы законности деятельности исправительного учреждения решаются благодаря прокурорскому вниманию. Ну и главное, права осуждённых не нарушаются. Результаты моего контроля уже есть, несмотря на незначительный период времени. Три решения суда, в том числе по ремонту крыши в ФКУ ИК -18 в Кунгуре, выполнены в полном объёме и сняты мною с контроля.

Кроме того, для усиления взаимодействия с заинтересованными структурами и повышения контроля мною создана межведомственная рабочая группа, в состав которой включены представители ГУФСИН России по Пермскому краю, поднадзорных исправительных учреждений, службы судебных приставов.

 - Какие вопросы волнуют осужденных, их родственников в обращениях, поступающих в прокуратуру в этой году?

В 2020 г . мы отмечаем небольшой рост на 7% обращений, поступивших в прокуратуру. Это свидетельствует о повышении доверия осужденных, их родственников, правозащитных организаций к органам прокуратуры. Наибольшее количество обращений поступило по вопросам качества оказания медицинской помощи осужденным. Одно из обращений удовлетворено. В связи с тем, что проблемы состоянии законности в данной сфере требуют дальнейшего надзорного внимания, во втором полугодии 2020г. запланировано продолжение надзорных проверок в указанной сфере. На втором месте находятся обращения по вопросу законности наложения дисциплинарных взысканий на осужденных, по результатам рассмотрения 3 взыскания отменено. Законность действий администрации в этой сфере правоотношений очень значима для осужденных, ведь от этого зачастую зависит возможность применения условно-досрочного освобождения, замены на более мягкий вид наказания. Кроме вышеуказанных, осужденные обращаются по вопросам материально-бытового обеспечения, отправки корреспонденции.

Всего удовлетворено 11 обращений, на уровне аналогичного периода прошлого года. Результатом рассмотрения стало, помимо вышеуказанных мер,  внесение 8 представлений, по результатам рассмотрения которых, 12 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Прокурорский надзор остается одним из самых эффективных и быстрых механизмов защиты прав заявителей.

- Какие наиболее характерные нарушения выявлялись в кунгурских колониях в 2020 году?

Нарушения закона выявлялись в традиционных, для спецпрокуратуры, сферах надзора: сфере материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, трудового законодательства, обеспечения режима.

Наиболее резонансными стали происшествия, связанные с суицидом осуждённого и двумя производственными травмами в ФКУ ИК - 40. Контроль за результатами проверок находится на самом высоком уровне – Генеральной прокуратуре России. Нами организованы серьёзные прокурорские проверки причин и условий, способствовавших этим негативным происшествиям.

По результатам проверки обстоятельств допущенного суицида мужчины в помещении камерного типа ФКУ ИК – 40 в адрес начальника ГУФСИН России по Пермскому краю внесено жесткое представление об устранении нарушений закона,  по результатам рассмотрения которого, ряд должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты конкретные меры, направленные на недопущение подобных ситуаций впредь. Кроме того, органами следствия будет дана процессуальная оценка действиям должностных лиц исправительного учреждения.

По результатам проверок законодательства о соблюдении правил охраны труда, также будет дана принципиальная оценка действиям должностных лиц, допустивших нарушения закона.

Никакие обстоятельства не могут быть объяснением нарушения прав осужденных на оплату труда. Для оценки исправления осужденного важен фактор возмещения ущерба от преступлений, оплата долговых обязательств по исполнительным листам. Прокуратурой выявлены факты ненадлежащего учета рабочего времени осужденного ФКУ ИК - 40, работавшего истопникам котельной, кроме того, ему не была начислена заработная плата в полном объеме. В результате принятых мер прокурорского реагирования, осужденному учтено время переработки и выплачена дополнительная заработная плата. 

Таким образом, прокуратура остается одним из немногих государственных органов, который максимально открыт людям, в котором можно абсолютно безвозмездно получить не только правовое разъяснение любой правовой ситуации, но и зачастую незамедлительно решить проблему человека. Когда получилось реально восстановить законность и помочь заявителю, особенно из категории социально слабо защищенных лиц – чувствуешь огромное, настоящее удовлетворение от своего труда. Это одна из самых положительных эмоций, которые испытывает прокурор в своей работе.