Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Порядок заключения договора на оказание услуг в сфере обращения с ТКО

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

(ФОТО: Открытые источники)

Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются нормами Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством. По  данному договору региональный оператор обязуется принимать их в объеме и в местах (на площадках) накопления, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а собственник - оплачивать услуги оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу.

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Юридические лица, вправе отказаться от заключения такого договора в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов.

На территории Пермского края с 1 января 2019 услуга по обращению с ГКО оказывается потребителям региональным оператором ГЖГУП «Теплоэнерго».

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Документ заключается в соответствии с Типовым договором, утвержденным Правительством РФ, который может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями.

При этом оператору предоставлено право заключать договоры на оказание услуг по обращению не только с ТКО, но и с иными видами отходов не только в пределах административно-территориальных границ одного субъекта, но и за его пределами. Таким образом, в случае возникновения проблем ввиду отсутствия регионального оператора в каком-либо субъекте РФ, региональный оператор из другого субъекта РФ вправе осуществлять свою деятельность.

Если граждане, организации - собственники ТКО, уклоняются от заключения договора, то региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить его.

Следует отметить, что судебная практика по вопросам понуждения собственников отходов к заключению соответствующих договоров с региональными операторами с учетом новых правил ФЗ «Об отходах производства и потребления» только формируется.

Уклонение граждан, организаций от заключения договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО будет иметь признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и. потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами).

В случае если указанными гражданами при отсутствии заключенных договоров на обращение с ТКО нанесен вред земельным участкам в результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при накоплении отходов на своих участках или при их несанкционированном складировании в иных местах), они также могут быть привлечены к административной ответственности по ч, 2 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель).

 На практике встречаются случаи, когда ТКО вывозятся лицензируемой организацией по договору, заключенному с собственником отходов до начала деятельности регионального оператора. Данные факты будут являться нарушением как со стороны собственника ТКО, уклоняющегося от заключения договора, так и со стороны организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. В действиях указанных лиц будут признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми Александр Валерьевич Теплых