Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Работа по корректировке законодательства о противодействии коррупции

Материалы по теме
Уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения
Уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения

(ФОТО: Открытые источники)

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Так, в текущем году прокуратурой края в правительство Пермского края внесено предложение о внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 15.02.2013 № 64-п «Об утверждении Положения о представлении лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения Пермского края, и руководителем государственного учреждения Пермского края сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».

Внесение изменений обусловлено реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и принятием  Президентом Российской Федерации Указа от 17.04.2020 № 272.

Согласно данному Указу срок подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период – 2019 год (которые предоставляются в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации) продлен до 01.08.2020 включительно.

В связи с чем прокуратурой края было предложено правительству Пермского края внести изменение в Постановление Правительства Пермского края от 15.02.2013 № 64-п определив срок предоставления руководителями государственных учреждений Пермского края сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за 2019 год до 01.08.2020 включительно.

По предложению прокуратуры края 29.04.2020 правительством Пермского края внесены соответствующие изменения в постановление от 15.02.2013 № 64-п.

Также органы прокуратуры Пермского края в соответствии со статьей 19 Устава Пермского края наделены правом законодательной инициативы, т.е. вправе вносить в законодательный орган проект разработанного закона.

В 2019 году прокуратурой края в Законодательное Собрание Пермского края направлено два законопроекта в сфере противодействия коррупции.

Законодательным Собранием Пермского края инициатива прокуратуры Пермского края поддержана, в результате чего было принято два Закона Пермского края в названной сфере.

Так, 30.05.2019 Законодательным Собранием Пермского края принят краевой Закон № 390-ПК «О внесении изменения в статью 6 Закона Пермского края «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Пермского края, лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, государственных гражданских служащих Пермского края, муниципальных служащих в Пермском крае и иных лиц их доходам».

Инициатива прокурора была обусловлена необходимостью приведения краевого законодательства в соответствие с нормами Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и позволила предупредить возможное нарушение прав обязанных лиц в результате истребования у них документов, не предусмотренных законодательством. Если ранее служащий обязан был предоставлять сведения о расходах в виде отдельной справки, то в настоящее время они предоставляются только в форме единой справки.

На основе совместного законопроекта прокуратуры Пермского края и губернатора Пермского края 05.11.2019 принят краевой закон № 472-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о порядке проверки достоверности и полноты таких сведений и о внесении изменений в отдельные законы Пермского края».

Совместный законопроект был разработан в целях реализации новых положений федерального законодательства об упрощенном порядке декларирования доходов сельских депутатов, осуществляющих полномочия на непостоянной основе. Кроме того, законопроект предлагал порядок применения альтернативных мер ответственности за несущественные ошибки в декларациях.

Органами прокуратуры в ходе осуществления своих полномочий изучаются нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции на их соответствие требованиям федерального законодательства. В случае выявления в них нарушений закона органами прокуратуры принимаются меры прокурорского реагирования – в орган, разработавший данный акт, приносится протест.

Так, в 1 квартале 2020 году прокурорами принесено 40 протестов на незаконные правовые акты, в 2019 году – 143. По результатам рассмотрения протестов в 2020 году приведено в соответствии с требованиями законодательства  39 нормативных правовых актов, в 2019 – 136.

Как правило, в незаконных нормативных правовых актах содержались нормы, противоречащие федеральному законодательству в части порядка, срока привлечения служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, представления служащими сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Например, прокурором г. Краснокамска принесен протест на постановление администрации Краснокамского городского округа от 04.03.2019 № 187-п «Об утверждении Порядка применения к муниципальным служащим администрации города Краснокамска взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции». Основанием для принесения протеста послужили изменения, внесенные в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части срока применения к муниципальным служащим взысканий за совершение нарушений коррупционной направленности.

По протесту прокурора постановление администрации Краснокамского городского округа от 04.03.2019 № 187-п приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Кроме того, полномочиями органов прокуратуры в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» является осуществление антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта.

Так, в первом квартале 2020 году органами прокуратуры Пермского выявлено 24 нормативных правовых акта, содержавших коррупциогенные факторы, в 2019 году - 173 таких акта.

В целях исключения коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов прокуратурой в первом квартале 2020 года внесено 3 требования, 19 протестов и 2 представления, в 2019 - 18 требований, 147 протестов и 6 представлений.

Например, проведенной антикоррупционной экспертизой приказа Министерства социального развития Пермского края от 11.03.2020 № СЭД-33-01-03-188 «Об утверждении Порядка оказания государственной услуги «Организация службы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в возрасте от 0 до 4 лет» установлено, что в приказе имелись внутренние противоречия, которые не позволяли однозначно трактовать возраст лиц, в отношении которых оказывается государственная услуга «Организация службы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в возрасте от 0 до 4 лет». По требованию прокурора края коррупциогенный фактор устранен.

Постановление администрации города Лысьвы № 3152 от 25.12.2019 «Об утверждении положения о порядке размещения передвижных аттракционов на территории Лысьвенского городского округа» не предусматривало основания для отказа в выдаче разрешения на размещение передвижных аттракционов. На незаконный нормативный правовой акт прокурором города принесен протест, который удовлетворен.

 

Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства  о противодействии коррупции прокуратуры Пермского края Ирина Владимировна Ванькова