Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Законодательная инициатива прокурора

Материалы по теме
Прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей
Прокурорский надзор за соблюдением прав предпринимателей

Одной из основных задач органов прокуратуры, к решению которой мы наступательно движемся в последние годы, является построение единого правового пространства.

Прокуратура, являясь органом обеспечивающим верховенство закона и единство законности, имеет большой потенциал воздействия на формирование правовой системы. Роль прокуратуры в правотворчестве повышается благодаря способности выявлять потребность в правовом регулировании и приводить к единству нормотворчество и правоприменение.

Правотворческая деятельность органов прокуратуры строится в соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 №144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» и от 24.11.2008 № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления»".

Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуроров активнее использовать в нормотворческой работе материалы прокурорского надзора и в рамках предоставленных полномочий принимать меры к устранению пробелов и коллизий правового регулирования, в том числе путем внесения законопроектов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ с использованием права законодательной инициативы.

В истекшем году на основе результатов мониторинга и анализа краевого законодательства серьёзное внимание уделено блоку вопросов профилактики правонарушений.

По инициативе прокурора края принят закон Пермского края «О профилактике правонарушений в Пермском крае».

Ключевая цель принятия законопроекта заключалась в необходимости комплексного регулирования правоотношений в сфере профилактики правонарушений.

В настоящее время краевой закон регулирует правоотношения в сфере профилактики правонарушений, определяет основные цели профилактики правонарушений, полномочия органов государственной власти края в обозначенной сфере правонарушений, устанавливает виды профилактики правонарушений, формы профилактического воздействия, меры, принимаемые органами государственной власти края, органами местного самоуправления и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, основы их взаимодействия и координации их деятельности в сфере профилактики правонарушений.

Другим примером реализации права законодательной инициативы могут служить принятые по инициативе прокурора края законы, направленные на защиту прав несовершеннолетних.

Так, внесены изменения в краевой закон «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае», которые  направлены на нормативное закрепление понятия «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» с учетом практики Верховного суда Российской Федерации. Перечень субъектов профилактики дополнен организациями, наделенными отдельными полномочиями органов опеки и попечительства. Законопроект также закрепляет полномочия Правительства края по установлению порядка организации работы по выявлению и коррекции детского и семейного неблагополучия.

В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей принят закон края «Об ограничении розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина и жидкостей для них на территории Пермского края».

Необходимость принятия проекта обусловлена его превентивным характером. До родителей несовершеннолетних и лиц, осуществляющих розничную продажу так называемых «вейпов» или «электронных сигарет», а также жидкостей для электронных систем доставки никотина донесена информация об установленном запрете их продажи несовершеннолетним.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего продажу (продавца) электронных систем доставки никотина, жидкостей для электронных систем доставки никотина, а также без никотиновых жидкостей для них, сомнения в достижении покупателем совершеннолетия законопроект предусматривает обязанность продавца потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя.

Проект закона прошел оценку регулирующего воздействия, активно обсуждался в СМИ. О положительном влиянии принятого акта может свидетельствовать отсутствие официальных случаев причинения вреда несовершеннолетним посредством использования вейпов в истекшем году.

На основе анализа правонарушений, совершаемых в семейно-бытовой сфере прокуратурой предложено дополнить Закон Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» статьей 7.8., предусматривающей ответственность за бытовое дебоширство, установив в качестве наказания административный штраф.

Начиная с 24.03.2019 (вступление в силу данной нормы), органами полиции собрано 1290 материалов по фактам бытового дебоширства, должностными лицами органов местного самоуправления составлено 436 протоколов об административных правонарушениях, к административной ответственности привлечено 135 лиц. Сумма назначенных штрафов составила 57,8 тыс. рублей. Активное правоприменение предложенной нормы подтверждает необходимость внесения прокуратурой этой инициативы.

Особое внимание прокуратурой обращается на соблюдение законодательства, направленного на предотвращение коррупционных проявлений, в том числе путем своевременности и полноты правового регулирования.

Результатом совместного правотворчества прокуратуры и губернатора края стал региональный закон «О внесении изменений в Закон Пермского края «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о порядке проверки достоверности и полноты таких сведений и о внесении изменений в отдельные законы Пермского края».

Совместный законопроект разработан в целях реализации новых положений федерального законодательства об упрощенном порядке декларирования доходов сельских депутатов, осуществляющих полномочия на непостоянной основе. Кроме того, законопроект предлагал порядок применения альтернативных мер ответственности за несущественные ошибки в декларациях.

Принятый краевой закон обеспечивает надлежащую реализацию норм федерального антикоррупционного законодательства. В настоящее время на местах ведется разработка необходимых муниципальных нормативных правовых актов.

Изложенное доказывает, что участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности оказывает положительное влияние на формирование единого правового пространства Пермском крае. Это направление прокурорской деятельности нуждается в дальнейшем развитии.

Старший помощник прокурора Пермского края по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными  органами края, органами местного самоуправления Вероника Александровна Файн