Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

О правовой позиции арбитражного суда по вопросу распоряжения объектами ТЭК по искам прокуратура

Материалы по теме
Практика рассмотрения уголовных дел об убийствах при отягчающих обстоятельствах
Практика рассмотрения уголовных дел об убийствах при отягчающих обстоятельствах

В силу части 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законов интересов общества или государства.

Одной из форм реализации предоставленных органам прокуратуры Законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий является предъявление исковых требований в суды, арбитражные суды в целях защиты прав собственности публичных образований.

Органами прокуратуры Пермского края проводится активная работы в суды исков, направленных на устранение нарушений законодательства о сделках с недвижимостью, распоряжении государственным и муниципальным имуществом. В ходе осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры на протяжении последних лет выявляются факты незаконной приватизации объектов топливно-энергетического комплекса, в частности сетей газоснабжения, используемых для поставки газа населению соответствующих муниципальных образований.

Понятие объектов топловно-энергетического комплекса дано в пунктах 7и 9 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». К ним относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. К линейным объектам топливно-энергетического комплекса относится система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.

Законодательством установлены особые условия приватизации указанных объектов. В соответствии с положениями абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Системное толкование статьи 30 Закона о приватизации дает основания полагать, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения делятся на две группы: - объекты, оборот которых запрещен (не подлежащие приватизации), такие объекты могут находиться только в государственной или муниципальной собственности; - объекты, ограниченные в гражданском обороте, то есть не изъятые из оборота полностью, а такие, которые могут быть предметом отчуждения, но с соблюдением предусмотренных законодательством условий и процедур.

Пунктом 1 статьи 30 Закона 178-ФЗ установлено, что объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Таким образом, возможность приватизации объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, ограничена в силу прямого запрета закона о приватизации

Учитывая императивные нормы законодательства о запрете приватизации объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, прокуратурой Пермского края в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение 2018- первого полугодия 2020 года в Арбитражный суд Пермского края направлено 27 исковых заявлений с требованиями о признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи муниципального имущества, заключенных между закрытым акционерным обществом «ГазЛизингТэк» и администрациями муниципальных образований, применении последствий недействительности данных сделок.

Проверками, проведенными прокурорами,  установлено, что переданные по договорам купли-продажи муниципального имущества объекты (газопроводы низкого давления, наружные сети газоснабжения, распределительные газопроводы, сооружения газохимического комплекса) относятся к объектам энергетики и предназначены для обслуживания жителей соответствующих населенных пунктов, альтернативные источники газоснабжения населения отсутствуют.

Арбитражным судом Пермского края рассмотрено и удовлетворено 13 исковых заявлений обозначенной тематики, остальные в стадии рассмотрения. Удовлетворяя заявленные прокуратурой Пермского края исковые требования, указывает, что поскольку из представленных доказательств, имеющихся в материалах дел, не следует возможность газификации  населенного пункта альтернативным путем, с использованием иных газопроводов, по которым может осуществляться транспортировка газа, при этом в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесены к вопросам местного значения, то заинтересованность муниципального образования, а равно нарушение в результате совершения оспариваемой сделки публичных интересов представляется доказанным.

Нахождение опасных производственных объектов в собственности или на ином законном основании у специализированной организации – АО «Газпром газораспределение Пермь», которая гарантирует их профессиональную эксплуатацию, поддержание в работоспособном состоянии, также бесперебойную и безопасную поставку природного газа населению, получающему газ по спорным газовым сетям, не влияет на незаконность сделки.

Ответчиками и третьим лицом в течение 2018 – первого полугодия 2020 было оспорено 8 решений суда первой инстанции, Семнадцатым арбитражным апелляционным судом все апелляционные жалобы оставлены без удовлетворения.

В кассационном порядке оспорено 4 дела, все без изменения.

Работа по возврату газопроводов в муниципальную собственность находится на контроле прокуратуры Пермского края.

 

Заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Екатерина Сергеевна Костицына